26 декабря 2021 года. Проповедь иг. Василия в неделю святых праотец
В неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, на Божественной литургии игумен Василий (Бурков) обратился к молящимся с пастырским словом:
"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Приближается праздник Рождества Христова. Эта неделя называется неделей праотец, следующая (последняя неделя перед Рождеством) – неделей святых отец, то есть сегодня поминаются дальние предки наши и предки Господа – праведные Адам, Авель, Ной, Сиф, Енох, Енос… А в следующую неделю, в неделю святых отец, будут поминаться более близкие, непосредственные родственники. Поэтому, когда мы сегодня готовимся к встрече праздника Рождества Христова, дня рождения нашего Господа, нашего Создателя, нашего Спасителя, мы будем помнить о том, что мы будем готовиться праздновать день рождения нашего родственника – такое высокое родство мы имеем – Бога, Который стал человеком, Который принял человеческую плоть и во всём, кроме греха, был подобный нам человек. И Он сделал нас родственниками себе. Такая милость Божия нам.
В сегодняшнем Евангелии, в неделю святых праотец, мы слышали притчу о том благодеянии, которое приготовил для нас наш Бог, наш родственник, это притча о званных на вечерю Господню. Притча о званых говорит о том, что некий хозяин приготовил вечерю, то есть большой пир, и сказал рабу своему позвать тех, кто был званный на эту вечерю. Святой праведный Иоанн Кронштадтский объясняет, что, конечно, хозяин, который всё устроил, и вечерю, это был Бог Отец, а раб, которого Он послал – это был Его Сын, Иисус Христос, Который, чтобы позвать нас на эту вечерю, Сам «принял рабий зрак», стал человеком, воплотился здесь, на земле, и стал созывать нас в Царствие Божие, на эту Вечерю.
Первым делом он обратился к званым. И в земной истории, когда Господь воплотился, мы знаем, что Его проповедь была обращена сначала к Его непосредственным родственникам, к Его землякам, соотечественникам, к иудейскому народу. Далее в притче говорится о том, что отвечали званые, когда Он созывал их на вечерю. Один говорил: «Я купил некие земли, и мне нужно их проверить, мне нужно время для того, чтобы их принять, поэтому имей меня отреченным, я не смогу прийти на твою вечерю», другие говорили: «Я купил пары волов (то есть животных, которые обмолачивают хлеб) и поэтому не смогу прийти на вечерю – имей меня отреченным», третьи говорили: «Я женился, у меня есть земная невеста, и я сейчас не смогу прийти на эту вечерю». И когда раб, или Господь Иисус Христос, сказал Отцу Своему: вот, званые так себя повели, тогда Отец сказал: «Иди тогда не к званым, а иди на распутья города (человеческой жизни) и позови всех тех, кто там находится. Когда Господь вернулся и сказал: «Это сделано, пришли, но есть ещё место». Тогда Бог Отец говорит: «Иди ещё дальше и позови всех нищих, больных, хромых…» И так наполнилось это место, где совершилась и где совершается уготованная вечеря. А далее Господь сказал: «А те, кто не пришёл ко Мне, званые, не попадут на вечерю, потому что много званых, но мало избранных».
Эту притчу, дорогие братья и сестры, даёт нам в назидание святая Церковь, и, конечно же, мы должны понимать, как эта притча относится непосредственно ко мне самому, что в этой притче мне говорит Бог. Он зовёт меня на некую вечерю, блаженную вечерю, о которой я даже не имею никакого представления и не смогу иметь, потому что это выше всякого представления, выше всякого желания человеческого. И здесь нужно понимать, что полнота нашей земной, скорбной жизни состоит в том, что мы не только ожидаем, что когда-то эта вечеря состоится – когда мы умрём, предстанем на суд и так далее – но и само это ожидание, оно уже блаженное, потому что это есть некое такое предвкушение или даже вкушение той вечери, которую приготовил Господь для нас, для всех, потому что Царствие Божие, то есть эта некая вечеря, она «внутри вас есть». И внутри нас, возможно, уже здесь, даже здесь, на земле, её начало, которое не имеет никакого конца.
Конечно же, есть разные меры обожения человека, разные меры присутствия благодати Божией в душе человека, внутри него. И конечно же, мы с вами можем сказать, что, может быть, мало мне дано, но это будет не совсем правильно, потому что то, что мы здесь собрались, в храме Божием, пришли на Божественную литургию, значит, что мы не только в числе званых, но и в числе избранных. И наша мудрость, наше блаженство в том, чтобы мы не сказали Господу, позвавшему нас: имей меня в отреченных. А те, кто пережил высокую меру обожения, переживания Бога, ощущения этого блаженства, они говорили примерно так: «Когда мы предстанем перед Богом, когда мы умрём, не будут страшны ни тысячи геенн, ни тысячи тартаров, то есть тех мучений, которые мы себе представляем, о которых мы думаем, самое страшное будет то, что, когда я увижу возлюбленного Бога, Он мне скажет: «Я тебя не знаю». Это несравнимо ни с какими мучениями. Собственно, это и есть тот ад, о котором нам говорит Святая Церковь, когда мы, увидев это блаженство, счастье, любовь, радость, не сможем туда войти, в Царствие Божие. И пускай, может быть, нам мало дано, сравнительно со святыми, в ощущении этого блаженства и радости, но дано оно каждому из нас. И поэтому наша здесь земная жизнь, как она складывается, в понимании счастья, любви, блаженства, радости, это зависит не только от звавшего нас, от Бога, но и от нас самих, чтобы мы, когда у нас есть выбор, когда мы слышим в душе своей голос Бога, мы бы не сказали ему: «Господи, прости меня, но я не могу, имей меня в отреченных». Будем бояться этого.
Конечно же, в прямом понимании мы знаем, что Божественная литургия – это есть некий прообраз той трапезы, блаженной трапезы, которую уготовал для нас Бог. И мы можем вспомнить, как мы идём на эту трапезу, как нам приходят мысли, что «я сегодня устал, я сегодня не могу, я пойду в следующий раз, у меня много дел…», то есть как бы я говорю: «Господи, имей меня отреченным, я не пойду сегодня, много у меня извинительных всяких вещей».
Также имеется в виду и то, что Царствие Божие и та трапеза, которую уготовал для нас Господь, это есть трапеза любви, это есть страна любви, неописуемая, бесконечная, и поэтому то, как мы относимся к людям, окружающим нас, которых Господь поставляет, как мы к ним относимся через наши действия, слова и мысли, может и возвещать: «Господи, имей меня отреченным – я этого человека и знать не хочу, он для меня является предметом презрения, нелюбви, он плохой». И наоборот, когда я распинаю себя ради человека, ради ближнего, потому что в каждом человеке есть образ Божий, и Сам Господь говорит: «То, что вы сделали меньшему (то есть окружающему вас), то вы сделали и Мне Самому», когда мы научаемся и понуждаем себя жить именно по закону любви, по закону Божьему, как званные на вечерю любви, в этом раскрывается наше блаженство не только образно, но в прямом опыте переживания радости и счастья, потому что счастье, и радость, и любовь в нашей земной жизни, и как нам говорит наш опыт маленький, зависит не только от событий каких-то случайных, от какого-то лотерейного билета в нашей жизни, но мы понимаем, что наши радость, счастье, блаженство заключается в том, в благодати мы Божией или нет.
Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня, когда святая церковь напоминает нам о приближающемся празднике Рождества Христова, когда мы готовимся встретить Рождество, день рождения и праздник нашего Бога, нашего Спасителя, нашего Жениха, как Он Сам назвал Себя, что «Я ваш Жених, а каждая душа идёт на брак со Мной». Дойдёт ли она? Или подойдёт к дверям, как юродивые девы, и услышит голос: «Я вас не знаю». Святая Церковь готовит нас к этому празднику, посылает благодать Божию нам, для того чтобы мы обрели брачные одежды, для того чтобы мы вошли в эту блаженную трапезу, для того чтобы мы радовались уже здесь, в этой нашей земной, скучной и грешной жизни. И поэтому, дорогие братья и сестры, дай нам, Бог, познать эту тайну жизни во Христе, жизни по закону любви, по закону Божию, в котором в большей степени всё зависит от нас самих – как мы себя поведём по отношению к Богу и по отношению к человеку, которого рядом с нами поставляет Бог. И дай нам, Господь, силы, мудрость и разум обрести эту радость уже здесь, на земле, и услышать блаженный голос Бога: «Вниди, чадо мое, в радость мою и трапезу, которую я приготовил для тебя». Будем помнить, что трапеза приготовлена для каждого из нас – не вообще для всего человечества, но для каждого из нас, потому что никто не забыт перед Богом. Аминь".