10 июля 2021 года, Литургия в Столбушинском скиту в день обретения мощей прп. Амвросия Оптинского. Проповедь иером. Ионы (Фалько)
В Столбушинском скиту Свято-Успенского Святогорском монастыре была совершена Литургия в день обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского.
С проповедью к молящимся обратился иеромонах Иона (Фалько):
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня день обретения мощей близкого нашему сердцу старца Амвросия Оптинского. Почему близкого? Потому что у нас из Оптиной пустыни есть монахи, которые напитаны духом Оптины, духом старчества, и через них мы получаем эту оптинскую благодать, благодать старчества.
Это такое необычное явление. Дело в том, что на Руси в то время было очень много монастырей, но прославились и на слуху были всего несколько, куда ездил не только простой народ, крестьяне, но и интеллигенция, как сейчас говорят, элита. Особенно яркие личности, будучи сами гениальными в своём творчестве, тем не менее, искали опоры в таких простых духовных старцах.
Вот Амвросий Оптинский, к нему приезжают, а он им стишки рассказывает: «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного» – или: «Как жить? – Не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». У него очень много таких стишочков, таких маленьких коротких фраз, и оттуда люди уезжали такие окрылённые, вдохновлённые, получившие ответы на свои сокровенные вопросы.
Это старчество XIX века – уже новая духовная волна. Пошла она от тех подвижников, которые восприняли святоотеческий духовный подвиг. В чём он заключался? Он заключался в умном делании молитвенников, Иисусовой молитве, но одна из главных составляющих подвига – это откровение помыслов. Когда прп. Лев пришёл в Оптину, там было много таких подвижников, которые носили тяжёлые вериги, смиряли свою плоть, подвизались очень сильно внешне, но духовных плодов не было. Прозорливости, утешения, благодати. Почему? Сегодняшнее Евангелие открывает нам на это глаза. Господь, обращаясь к верующим, говорил, призывая правильно поступать, и привёл в пример архитектурный момент. Как мы строим дом? На каком основании? Если на песке, то подули ветры, пошли дожди, и дом этот смыло. Но мы же понимаем, что надо сделать фундамент, правильно сделать. У нас, например, надо на не меньше метра вкапывать, потому что промерзание почвы до этого уровня.
У меня, например, такие ассоциации из детства: я сразу вспоминаю одну из моих сказок любимых про Нуф-Нуфа, Наф-Нафа и Ниф-Нифа, трёх поросят, как этот злобный волчина, который хотел полакомиться такими розовенькими, такими полненькими поросятками. И вот один поросёнок быстренько себе шалашик соорудил. Волчина подул, этот шалашик сдуло, поросёнок бежит ко второму, тот из веточек себе каких-то сделал, но тоже без фундамента, и только у третьего поросёнка, разумного, который в школе, наверное, хорошо учился и всё правильно сделал, дом из камня. Волчина дул, дул, и ничего у него не получилось.
В духовной жизни нужно правильно поставить духовный фундамент. Вот нам кажется, мы верующие, ну что ещё надо? Молитвы ко святому причастию читаем, в храм ходим. Тем не менее, в духовной жизни очень важно правильный духовный фундамент поставить. На чём он будет основан? Может, на каких-то внешних делах? Да, ведь вот эти старцы, которые вериги носили, они же тоже брали основание из Евангелия – они смиряли плоть. Увлекались каким-то определённым подвигом, а забывали, что главное – это сердце.
Ещё в древности Конфуций говорил, что поступки происходят из нашего сердца, из головы. Поступок – это уже конечное движение человека, а всё зарождается в уме. Если мы способны остановить эту неправильную мысль, если мы правильно боремся, если мы правильно себя оцениваем, то и духовный подвиг нам будет в пользу. А если нет… Вот не заметил человек, например, гордыню. Ну, вроде живу хорошо, хожу в церковь. Потом постепенно, постепенно идёт падение. Потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.
Много было в Оптиной пустыни старцев. Чем они отличались? Они были очень смиренными. Они следили за каждым движением своей души. Внешне не обязательно старцы должны были быть… Как Соломон говорил, мудрость – это не обязательно седина и старый возраст. Бывают такие старички, что Господи, помилуй, так и хочется этого дедушку отшлёпать, как он уже надоел, всюду лезет, всеми управляет, и, к сожалению, его уже не исправить. А почему? А потому что он неправильно мыслит. Необходимо правильно мыслить, правильно воспринимать Евангелие.
Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Как-то эти слова пролетают мимо нас. Нам кажется, что нужно молиться, кто не молится, мы того осуждаем, кто там что-то не то делает, мы тоже его осуждаем. Вот, я и к вам, дорогие, обращаюсь. Это самый короткий духовный путь. Это нам кажется, что тот злодей, а вот я мыслю правильно, этот вот такой, сякой, неправильно поступил. А на самом деле…
Вот у них в Оптиной такое было откровение помыслов: каждый день они приходили и говорили, что помыслили, и они получали духовную свободу, они от этих мыслей освобождались.
Если перефразировать на духовную жизнь, волк – это демоны, которые тоже хотят нас скушать. Многие хищники охотятся ночью. Темно, подкрасться можно. Так и духи эти падшие. Они хорошо себя чувствуют в темноте. Темнота – это когда мы сокрываем что-то у себя в голове, не рассказываем. Казалось бы, безобидная какая-то мысль: вот, он что-то тут, какой-то не такой. Раз, немножко осудили, потом больше, больше, больше, а открыться дальше священнику ещё тяжелее. Кажется, а что он мне скажет?
Когда мы ездили к старцу Николаю на Залит, мы вообще жили, как в раю. Мы постоянно что-то у него спрашивали: как поступить, как правильно что-то сделать, какой выбор сделать. Ехали к отцу Николаю и ни о чём не думали, он всё нам говорил. Ты оттуда возвращался уже такой свободный, как на крылышках. Тебя уже ничто не смущало, и ты шёл к той цели прямо, не какими-то окольными путями. Бывало даже, приедешь, встанешь в конце. Как у нас это часто бывает, его духовным чадам там казалось, что они о нём заботились, и они его закрывали, не выпускали. И вот, даже находясь рядом с домиком, ты слышал, как тебе ответы шли прямо. Надо было просто постоять, и тебе уже всё отвечено, и ты едешь назад окрылённый, понимаешь, как поступить.
Конечно, с такими людьми очень просто. Сейчас, особенно в наше время это одно из наших страданий о том, что таких людей практически уже нет, к которым приедешь и спросишь, как относиться к этим явлениям в мире, которые происходят. Но всё равно, если мы будем обращаться к Богу, то Господь нам всё равно скажет, как-то ответит, не оставит нас. Просто со святыми старцами гораздо удобней спасаться.
А для нас важно понять, что на духовном пути, чтобы пройти через все дебри, нам надо, чтобы кто-то нам путь освещал. И не обязательно это должен быть какой-то супер духовник, а человек, который хоть немножко может рассуждать. Нужно подойти и с верой спросить, как поступить, и по вере нашей Господь ответит нам.