«Он был Божий человек - это самое главное»
Опубликовано 16 июня 2021
В этом году исполнилось 222 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. По традиции 6 июня в Свято-Успенском Святогорском монастыре у могилы поэта братией обители была совершена Лития, на которой все присутствующие молились «об упокоении души раба Божьего приснопоминаемого убиенного боярина Александра». После службы звучало живое слово поэта - его стихи. Это место у стен древнего Успенского храма особое. Пожалуй, нет другого такого, где наша культура и наша вера становятся друг другу так близки, без противоречий дополняя друг друга. Что реально Пушкин значит для нас? Понимаем ли мы его? Что знаем о его жизни — не только о той, о которой пишут биографы, но о внутренней, духовной? Представляем вашему вниманию интервью с настоятелем Свято-Успенского Святогорского монастыря игуменом Василием (Бурковым).
Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с жизнью монастыря. Часто говорят: «паломничество к его могиле». Как вы думаете, почему такое религиозное понятие стало применимо к светскому поэту? Откуда такое отношение у людей?Люди едут к А. С. Пушкину - это естественно. Любой человек в нашей стране любит его творчество. Мы все вырастали на его сказках - это часть нашего счастливого детства. Видимо, эти теплые воспоминая лежат в основе этого чувства. Неслучайно то, что нет соизмеримых произведений Пушкина на других языках. Когда я пришел в обитель начать монашеское житие, для меня было важно, что здесь упокоился наш великий русский поэт. Часто, когда я обращался мыслью к его жизни, возникал вопрос: «Какой был о нем Суд Божий?». Это великая тайна, мы не можем его предугадать, он отличается от суда человеческого. Почести, поклонение, «паломничество» здесь на земле ничего не говорят, ничего не обещают. Но, читая о его жизни, его произведения, у меня становится утешительно на сердце.
Для монахов святоотеческая литература является компасом, по которому они выстраивают свою жизнь. А произведения Пушкина стоит ли читать братии? Чем они могут быть полезны или наоборот?
Здесь можно ответить словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Конечно, человек приходит в монастырь для иной жизни. Он ее только чувствует и похож на слепца, который идет наощупь. Здесь важно приучить свою душу к чтению Святых Отцов, которые в своих трудах как бы скрыли Бога. А когда ты их читаешь, то Бог открывается для тебя, ты чувствуешь его присутствие. Митрополит Антоний Сурожский, известный наш современник и проповедник, когда его рукоположили, спросил духовного совета у опытного старшего священника. Тот сказал: "15 лет читай Отцов, а уже потом то, что хочешь". Когда мы читаем святых отцов, мы соединяемся с ними в духе: мы начинаем мыслить и чувствовать, как они. Начинаем воспринимать окружающий мир уже глазами отцов. Но у того же Пушкина, например, в «Капитанской дочке» - повести, которую мы все проходили в школе, - нет ни слова о Боге. Но это одно из самых христианских произведений в русской литературе. Там есть Божий промысел, Божие присутствие в мире людей. А главный герой Петр Гринев - удивительно чистый и честный «Божий человек».
В чем, на ваш взгляд, миссионерство Пушкина?
Миссионерство Пушкина - его путь к Богу при обилии даров, но и при искушении безверия, атеистических заблуждений. У любого человека может закружиться голова и вместо того, чтобы принести плоды, человек может возгордиться, а тогда все будет впустую. Его миссионерство - произведения, которые он оставил. Они с точки зрения религиозной нравственности абсолютно верны и чисты. Знаете, в советское время нельзя было говорить о Боге, но классическая литература учила Евангельским заповедям. Один батюшка рассказывал: когда он приходил к детдомовским ребятам и говорил с ними о заповедях, они сразу их узнавали. Многое, что сотворил Пушкин, помогает двигаться к Богу.
Пушкин родился и воспитывался в атеистической семье вольтерьянцев и поклонников французского Просвещения. Но про него же говорили - талантлив от Бога. Может ли это быть как раз примером того, что Дух Святой дышит, где хочет?
Любой талант можно зарыть или умножить. Действительно, среда была не самая благоприятная для религиозной жизни в России. В то время намечался некий упадок. Но, с другой стороны, в то же время появились Святы Отцы - Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, чуть ранее Тихон Задонский. Да, в сложной обстановке, когда на смену чистого, детского религиозного чувства приходят холодные интеллектуальные, научные философские концепции, дорогого стоит сохранить не обрядовую, а живую веру в Бога. У Пушкина такая вера была и талант он свой нес как крест. Ведь одно дело, когда все тебе рукоплещут, а другое дело - когда «над вымыслом слезами обольюсь».
В одном из своих интервью Валентин Семенович Непомнящий, крупный исследователь творчества Пушкина, сказал так: «Быть поэтом — это очень тяжелая доля. Это — стихия, которая может унести человека куда-то даже вопреки его воле и желанию... Поэтому, когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю — нет, он им не был. Православный поэт — Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин — поэт православного народа. Чувствуете разницу?» А какая разница быть православным поэтом и быть поэтом православного народа?
Да, я с этим согласен. Пушкин воспел сокровенные песни русской души. А русская душа всегда христианская. Поэт - это особый человек, а о творчестве можно сказать строками Николая Рубцова: «О чем писать?! На то не наша воля!». И к глубокой мысли Валентина Семеновича, который не раз бывал в нашем монастыре, стоит прислушаться. Я бы не ставил себе такой вопрос - был ли Пушкин религиозным человеком. Он был Божий человек - это самое главное. Дело не в том, что он написал много книг, и не в том, что пользуется человеческой славой, а в том, что в своём творчестве ответил Творцу на его дар с любовью и благодарностью. И путь его к Богу был не простой. Но можно вспомнить одно из его последних стихотворений «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит». Там он пишет:
«На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег»
Стихотворение не закончено, но остался его план, который объясняет, для чего он замыслил побег сюда, в Михайловское. Эти четыре слова - семья, деревня, творчество и религия.
Важнейшие события его жизни, по собственному его признанию, все совпадали с днём Вознесения. День рождения поэта пришёлся на праздник. В Вознесение 1832 года родилась его первая дочь Мария. Символично, что и венчался с Натальей Гончаровой Пушкин в церкви Вознесения на улице Никитской.
Незадолго до своей смерти он задумчиво рассказывал об этом одному из своих друзей и передал ему твёрдое своё намерение выстроить, со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Упоминая о таинственной связи всей своей жизни с одним великим днём духовного торжества, он прибавил: «Ты понимаешь, всё это произошло недаром и не может быть делом одного случая».
Непостижимы суды Божьи, неисповедимы Его пути. Мы все узнаем об Александре Сергеевиче, когда сами уйдем к Богу. Но,чтобы встретится с ним и утешиться, нет лучшего средства, чем заново перечитать его произведения.