19 декабря 2023 года. Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Проповедь и фоторепортаж
В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в Свято-Успенском Святогорском монастыре была совершена Божественная литургия с крестным ходом по обители.
С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Пахомий (Сапёлкин):
"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником – с днём памяти святителя Николая Чудотворца!
Многие из нас сегодня приходят в храм на этот праздник, как будто на свидание со своим родственником. И это неслучайно, поскольку святитель Николай имел такие черты характера и добродетели, которые очень близки и понятны нам по мироощущению. Это, конечно, обострённое чувство правды и справедливости, это милосердие по отношению к страждущему, и наконец, терпеливое отношение к невзгодам и испытаниям, которые нас посещают, и которые, как принято говорить, "ставят нас на место".
Имя святителя Николая почитается во всём христианском мире. Многие соборы, храмы и даже монастыри освящены в его честь. Нет такого православного дома, где не было бы иконы с его изображением, и не найдется такого христианина, который бы не прибегал с молитвой к его помощи и заступлению. К нему обращаются и его почитают не только христиане. Иноверцы и язычники, обращаясь к этому святому, получают от него помощь и заступление.
Именем святителя Николая называли в христианской семье многих детей. Его именем были названы цари и императоры Российской державы. Его имя носил и последний Российский император, ныне страстотерпец Николай II.
Святителя Николая Церковь Христова называет «правилом веры». Он был участником Первого Вселенского собора и обличителем ереси Ария. В своей повседневной архипастырской деятельности святитель заботился о поддержании в своих пасомых чистой и непорочной православной веры.
Вера — это бесценное сокровище, с которым не могут сравниться никакие ценности земной жизни. Она есть великий дар Божий, который нужно бережно хранить и возгревать, ибо только в ней и в жизни по её правилам имеем мы залог блаженного общения с Богом в будущей вечной жизни.
Веру нельзя доказать, но о ней можно рассказать. Таким рассказом о вере является Святое Евангелие. Это повествование о Сыне Божием, Богочеловеке, Господе нашем Иисусе Христе тех, кто Его видел и слышал, кто поверил Ему и полюбил Его так, что Он стал их жизнью. Евангелие остаётся живым и действенным во веки, потому что просветляет ум, сердце и всё человеческое существо, тогда как философские трактаты оставляют ум и сердце холодными.
Вера состоит в таинственной уверенности, что всё то, что сделал и сказал Христос, Он сделал и сказал для каждого из нас, что Он не отделён от нас ни веками, ни пространством, ничем, кроме нашего маловерия, забвения и нашей греховности.
На заре христианства апостол Павел сказал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В этом изречении говорится о вере как об особенном, присущем человеку состоянии, о некоем даре, которым он обладает. Вера, по апостолу Павлу, и есть знание того, встречи с тем, чего человек, порой сам того не понимая, ожидает; стремление и жажда, которые являются его внутренней, движущей силой. И без этой жажды и ожидания не было бы и встречи. И в этой встрече невидимое — становится уверением, то есть обладанием и реальностью.
В христианском опыте веры есть плод и проявление не знания просто, не вывод из рассуждений и проверок, не просто религиозная эмоция, которая сейчас есть и которой через минуту может не быть. Но вера – это реальная встреча самого глубокого в человеке, некоего присущего ему ожидания с тем, на что это ожидание направлено. Об этой встрече, об этом «осуществлении ожидаемого» и «уверенности в невидимом» говорит блаженный Августин: «Для себя создал Ты нас, Господи, и не успокоится сердце наше в нас, пока не найдет Тебя». И это и подводит нас к самому главному в нашем исповедании, к Христу. Если хотите, к тому самому евангельскому пастырю, который ищет и зовёт потерявшуюся овцу. Он не ждёт и не бездействует, он идёт и ищет запутавшегося в тернии греха человека. И только наша живая вера может стать откликом на этот зов Божий. Посему вера есть ответное движение. И движение не только души, а всего существа человека. «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия». Вера от Бога, от Его инициативы, Его призыва. Некогда Паскаль сказал: «Бог говорит нам: ты не искал бы Меня, если бы уже не нашёл».
Бог даёт нам веру как дар, как подарок, о котором свидетельствует в нас нравственное равновесие и радость. «Радость и мир в Духе Святом», — как говорит апостол Пётр. И нет других слов, ибо, когда веришь и живешь верой, слова уже не столь важны; определения неточны и вторичны.
Вот и нынешний праздник, когда мы вспоминаем и чествуем святителя Христова Николая, — это свидетельство и радость нашей веры. Радость от соучастия к нашей жизни этого дивного святого. От его внимания и отзывчивости к нашим молитвам и просьбам.
Дай нам, Бог, сил не изменить духовной жажде, влекущей к спасению, держать глаза и слух открытыми к свету, любви и красоте Божией, изливающимся на нас.
Всем нам Божией помощи в деле спасения, по молитвенному предстательству святителя Николая. Аминь".