19 ноября 2023 года. Визит митрополита Псковского и Порховского Арсения в Свято-Успенский Святогорский монастырь. Архипастырское слово
19 ноября 2023 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, митрополит Псковский и Порховский Арсений, глава Псковской митрополии, совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Святогорском монастыре города Пушкинские Горы.
Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Великолукский и Невельский Сергий, секретарь Псковского епархиального управления протоиерей Андрей Вахрушев, настоятель Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Василий (Бурков) с братией обители в священном сане. Диаконский чин возглавил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова диакон Антоний Кармазин.
По окончании богослужения митрополит Арсений обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом:
"Отцы, братья и сёстры! Сердечно вас приветствую и поздравляю с праздником воскресного дня, с днём памяти Варлаама Хутынского, почитаемого не только в Новгороде, но и во всей православной России – великого угодника Божия – и благодарю за возможность разделить радость молитвенного общения в этот день в Святогорском монастыре.
Сегодняшнее евангельское чтение было посвящено воскрешению дочери Иаира. Рассказы об исцелениях, о воскрешениях Господом Иисусом Христом всегда значимы и актуальны для каждого из нас, потому что они говорят об исцелении или о воскрешении нашей души. Это не просто повествования о событиях давно минувших дней, а то, что имеет непосредственное отношение к нам самим. Христос – Тот, Кто воскрешает и Тот, Кто исцеляет нас – вот главная идея сегодняшнего евангельского чтения, как и вообще Слова Божия, которое обращается к каждому человеку, каждому христианину во все времена.
Но я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на апостольское чтение. Мы его услышали во время литургии на церковнославянском языке, а сейчас я несколько цитат прочитаю из синодального текста, для того чтобы пояснить и обратить внимание на очень важные, как мне кажется, вещи.
Итак, в Послании к ефесянам апостол Павел говорит о Христе: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного человека, устрояя мир, в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:14–16).
Не совсем, может быть, понятно, о ком идёт речь, что значит двое и один и почему Христос – мир наш. Это как раз понятно, Господь примиряет нас с Богом: «Он есть наш мир», – говорит апостол Павел, но он также говорит, что он соделал из обоих одно, разрушивши стоящую преграду. Мы живём в мире, где между людьми созданы преграды, границы, пропасти, и самая большая беда падшего человека заключалась в том, что грех сделал непроходимую для человека пропасть между ним и Богом.
И вот Господь примиряет нас с Богом, упразднив, уничтожив эту пропасть. Он наш путь к Отцу, путь к жизни вечной. Он ломает эти преграды, Он ломает преграды не только между человеком и Богом, но и между людьми.
Весь древний мир до Христа, условно говоря, делился на две неравные части: это иудеи, народ Божий, сохранивший веру в истинного Бога, и все остальные, языческие, народы. Вот о ком идёт речь, когда говорится о том, что Христос сделал из обоих одно. Во Христе уже нет ни иудея, ни язычника. Все народы без исключения призваны в единый, «одно», в единый народ Божий – в Церковь. Это новый Израиль, новый народ святой, люди спасаемые, последовавшие за Христом, принявшие Его как своего Господа и Учителя, и мы стали одним единым народом, которому не должно по идее быть преград – расовых, национальных, политических, идеологических – мы все должны иметь мир в Боге.
Однако же, к сожалению, мы видим, что наша действительность далеко не такая. И как бы древние неисцеленные раны продолжают существовать в человечестве. Несмотря на то, что Христос совершает наше спасение, мы держимся сами за свои эти раны и за свои болячки, снова и снова воздвигая вражду, ненависть, разделение, войны. О Христе сказано, что Он мир наш, собравший всех людей в одно – в одно тело, в Церковь Свою, – примиривший нас с Богом.
Вот какое наставление даёт нам сегодня апостол Павел: «Он упразднил, – о Христе сказано, – вражду Плотию Своею…» (Еф. 2:15). Плотью – воплощением, а также Крестом и воскресением. Эта вражда между человеком и Богом и между людьми уничтожается. У нас нет никаких причин враждовать друг с другом. И более того – мы обращаемся к Богу, чтобы Он прощал нам наши грехи, как и мы прощаем должникам нашим. Господь безмерно больше прощает каждому из нас, а мы порой оказываемся людьми, неспособными простить небольшой проступок, небольшое прегрешение, даже, может быть, слово, которое, по сути, не было обидным, а мы сами решили обидеться, и оказываемся вдалеке от своего христианского предназначения. О нём нужно помнить. Во всех посланиях, во всём слове Божьем Господь нас призывает к этому: «Приидите, научитесь от Меня, ибо кроток и смирен сердцем», – сказано в Евангелии (Мф. 11:28, 29). Сам Господь говорит нам: «Научитесь от Меня, возьмите иго моё на себя и научитесь от Меня моим кротости и смирению».
«И, придя, – продолжает апостол Павел, – благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:17, 18). Благовествовал мир вам, дальним и близким, – это опять речь о иудеях и язычниках: близкие – народ израильский, дальние – все языческие народы. Но всем во Христе возвещается мир, и это не просто слова апостола Павла, а он цитируют здесь пророка Исаию из 57-й главы его книги: «Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его» (Ис. 57:19). Это пророчество одного из величайших древних пророков о времени Христа, о том, что будет возвещено: мир, прощение, примирение с Богом, на основании Которого не должно быть места и вражде между людьми, а должно быть водворено согласие, любовь и мир.
Вот эти слова апостольские нас сегодня научают, как никогда. Они нас подкрепляют, нас наставляют в нашем подлинном христианском предназначении, и, когда мы раскрываем Слово Божие, когда мы слышим его в церкви за богослужением, когда мы в молитве раскрываем его дома – каждый раз Господь обращается к нашему сердцу. Нужно стараться открытым сердцем внимать всем этим наставлениям, всем этим словам, памятуя евангельский призыв к каждому из нас, каждому: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Вот высочайший недостижимый идеал! Но цель, которую мы всегда должны иметь в виду, чтобы быть достойными своего просто человеческого звания, человеческого предназначения, не говоря уже о христианской добродетельной жизни, устремляющейся к святости, будем помнить всегда и другие слова Спасителя, обращенные опять же к каждому из нас, не только к ученикам, которые слышали Его. Через Слово Божие Господь обращается сегодня к каждому: «Вы свет мира, соль земли» (Мф. 5:13–14). Так да просветится свет ваш при человеке, дабы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного. Постараемся жить так, чтобы не словами, или по крайней мере, не только словами, а делами и своей жизнью свидетельствовать о любви Божией, несказанной, величественной, о красоте Православия, об истине, открывшейся нам во Христе, о Церкви как народе спасаемом, куда призваны все народы без исключения и каждый человек, своими добрыми делами, делами милосердия, делами сострадания, прощения и любви возвещать славу Отца нашего Небесного. Аминь.
С праздником вас! Ещё раз благодарю, Владыка, вас, братию святой обители и вас, дорогие братья и сёстры, за это совместное богослужение. Спаси, Господи!"
Фоторепортаж Татьяны Буториной.