12 ноября 2023 года. Слово иеромонаха Пахомия (Сапёлкина) об исцелении гадаринского бесноватого
Сегодняшнее чтение Евангелия от Луки рассказывает нам об исцелении Спасителем Гадаринского бесноватого. Этот же эпизод описан в Евангелии от Матфея, но там сказано об исцелении двух бесноватых. Это лишь свидетельствует о том, что при всей разнице деталей описываемые события происходили в реальности и по-разному могли быть вспоминаемы их свидетелями.
Итак, мы слышим, как Господь Иисус Христос со Своими учениками переправился на другую сторону Генисаретского моря и вошел в Гадаринскую землю. Там Его встретил одержимый демонами человек, который наводил страх на всех жителей той местности. Жизнь его была ужасна — он не мог находиться среди людей и жил на старом заброшенном кладбище, в пещерах, где когда-то хоронили покойников. Бесноватый был наг; день и ночь, бегая по горам, он кричал и бился об камни, вид его был ужасен. Много раз его связывали веревками, даже сковывали цепями, но он, обладая нечеловеческой силой, разрывал все узы и убегал к своим пещерам, где вновь бросался на людей, нанося им увечья и наводя страх.
И вот этот бесноватый, издалека увидев Христа, прибежал, поклонился Ему и стал кричать: "Какое Тебе дело до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего, прошу Тебя, не мучь меня!" Разумеется, эти слова говорил не сам человек — несчастный не владел собой, это говорил демон, обитавший в нем. И Христос спрашивает демона: как твое имя? Тот отвечает: "легион, потому что нас много". Легионом называлось в римской армии воинское соединение численностью в несколько тысяч человек. Таким образом, в этом несчастном обитало целое полчище демонов. Бесы не могут противиться Христу и, зная, что им придется выйти из человека, просят Господа, чтобы Он не посылал их в бездну ада, но позволил бы остаться в этом мире — они просят Его разрешить вселиться в свиней, большое стадо которых паслось на склоне горы неподалеку. Христос им разрешает. И как только бесы вошли в свиней - сразу же все стадо бросилось с обрыва в море и утонуло.
Почему бесы решились немедленно погубить свиное стадо? Причиной этому их постоянное и непреодолимое желание разрушать и уничтожать. Их воля порабощена дьявольской гордыней, которая делает мыслящее существо, будь то человек или ангел, завистливым, злобным, ненавидящим всё и вся. И только в стихии злобы и разрушения эти падшие духи находят свое бесовское удовлетворение. Поэтому, войдя в свиней, бесы хотели лишь одного — причинить им вред и погубить.
Господь, разрешив бесам войти в стадо свиней, показывает нам, где их место. Свиньи у иудеев считались нечистыми животными. Ветхозаветный закон запрещал евреям разводить свиней и есть свинину. И то, что местные жители ели её, означает, что они грубо нарушали Закон Божий и жили по-язычески.
Итак, стадо утонуло. Пастухи, когда увидели это, пришли в ужас, ведь стадо было очень большое - две тысячи голов. Пастухи испугались, что горожане, конечно, их обвинят в этом убытке, поэтому они сразу побежали в город и привели людей, чтобы те своими глазами увидели происшедшее. Что же увидели горожане? Во-первых, они увидели великое чудо — бесноватый, которого они раньше боялись и обходили за версту, исцелен Христом и находится в здравом уме. А во-вторых, они увидели, что их любимые свиньи погибли.
Таким образом, этим людям был как бы предложен выбор: или торжествующий над демонами Христос с Его всемогущей исцеляющей силой, или их прежняя комфортная греховная жизнь с жареной свининой и прочими вольностями и удовольствиями. И они делают выбор: выбирают привычный греховный образ жизни, а Христа просят удалиться из их страны. Этим они как бы так говорят Христу: "Да, то, что Ты исцелил бесноватого, это, конечно, великое дело. Но если Твое присутствие у нас лишает нас возможности есть жареную свинину и сало, то мы не можем на это пойти. Потому Ты лучше уходи из нашей страны. И Господь, давший человеку свободу выбора и эту свободу уважающий, уходит от них.
И здесь нам приходится сделать удивительный и даже парадоксальный вывод... Единственный человек из всех жителей Гадара, который принял Христа - это бесноватый. И это стало следствием того, что он прошел через ад одержимости.
Если бы можно было заглянуть в душу этого несчастного, то без сомнения мы бы услышали вопросы: «За что?», «Почему я?», «Чем я хуже других?». Обида, ропот на Бога и отчаяние… Но на конечной точке его страдальческого пути мы видим, как этот исцеленный человек сидит у ног Христа. А его благополучные сограждане, возмущенные гибелью своих свиней, не позволяют Спасителю даже войти в пределы своего города.
Благодать Божия входит в человека через опыт боли, труда и страданий, другого пути для нее нет. Наше «не хочу», «не буду», наталкивается на Божие «так нужно». Зло этого мира с его бездной страданий и скорбей играет свою промыслительную роль в судьбах мира и каждого человека. Духоносные отцы не раз говорили, что почти все жители земли находятся в состоянии духовного самообольщения и беснования.
И лишь во Христе погибает вся трагичность бытия этого мира. Потому что сама по себе она только бульон, в котором варятся до полной готовности наши незрелые души. Мы неминуемо должны получить этот скорбный опыт, который сам по себе есть урок умаления, опытного познания того, что мы сами по себе, без Бога, есть «ничто». Это самопознание нам необходимо также для того, чтобы каждый наш шаг мы согласовывали с истиной Евангельского откровения. Это и есть узкий путь.
Трагизм судьбы Гадаринского бесноватого показывает, что ему было необходимо пройти через боль и страдания для того, чтобы в отличие от своих сограждан стать последователем Христа. После, казалось бы, безвозвратно утраченной надежды на исцеление и возвращение к нормальной жизни бывший бесноватый видит перед собой доселе неведомые горизонты бытия.
Евангелие не говорит нам о какой-либо беседе, которую вел Спаситель с этим человеком после изгнания из него демонов. Евангелист Лука лишь пишет о том, что жители Гадара, «придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись» (Лк. 8:35). Но слова Христа: "Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог" дали ему силу и право идти проповедовать жителям своего города. Благословенное начало новой жизни пришло на смену аду богооставленности!
Трагедия нашего мира в том, что большинство людей не понимает – исцеление от бесов, которые живут в их душевном пространстве, можно получить лишь обратившись лицом и сердцем ко Христу. Те же, кому дороже свиньи, пасущиеся на пастбище их сердец, так и остаются жить в своих мертвых городах, наглухо заслонивши свои души от Божественного Света.
Бог не нарушает свободу людей. Выбор остается за нами. И он есть всегда, пока мы живы на этом свете. Аминь.