О валаамских старцах. Схиархимандрит Кенсорин зачитывает своё письмо в журнал "Русский паломник"
Текст письма, которое отец Кенсорин зачитывает во время беседы с монахами Свято-Успенской Святогорской обители, настоятелем которой он был с 1993 по 2000 год
ПИСЬМА ПАЛОМНИКУ
О валаамских отцах псково-печерских
Благодарю Господа Бога, что Вы, дорогой отец Герман, посетили меня. Наш приход Пыталовского района – бывшая Латвия, и Вы являетесь здесь местным в наших краях. Я благодарю Господа за то, что моя мама и бабушка сподобились получить благословение праведного Иоанна Кронштадтского, поэтому хочется добавить, что, взирая на портрет дорогого св. праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского с надписью: “Читателям «Русского Паломника»” в Вашем журнале, я чувствую его благословение на Ваших трудах. Как это дорого, ценно для Вас и всех тружеников Вашей обители. Мне лично хотелось бы предложить Вам писать о нём как можно чаще – таком великом праведнике, посланном Богом на землю в такие тяжёлые годы. Как он обличал безумный безбожный народ за их неверие! Сейчас страшное время – безбожие разлилось по всей земле. Как он нам нужен именно сейчас, когда идёт смятение в народе. Нужно возродить дух наших предков, вселить в сердца наши Веру, Надежду, Любовь. Любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь друг к другу. Дорогой наш Батюшка Отец Иоанн Кронштадтский, воскреси нас, умерших во грехах, как ты пробуждал при жизни от греховной спячки десятки тысяч людей за одной только литургией. Мы верим, ты жив и стоишь за престолом Божьим, как и раньше, при жизни земной, и с воздетыми к Богу руками молишься за нас, чад твоих, погрязших во грехах. Помоги нам соединится с Богом здесь, живя на земле, чтобы жить с Ним вечно.
Про о. Михаила, старца, хочу добавить: он всем монашествующим говорил, что Господь из ада выводит до седьмого поколения всех умерших, если монах угодит Господу, вот поэтому враг рода человеческого так искушает монахов. И часто повторял: если бы люди знали, какая награда от Господа Бога за монашеский подвиг, то все бы устремились в монастырь. Но вот и обратное: если бы знали, какие искушения терпят монахи, то вряд ли бы кто пошёл в монастырь. Вот эти примеры лично мне старец напоминал постоянно, да и всем старался внушить, как дорог подвиг монашеский – не только для себя, но для своего поколения.
Вот ещё прекрасное описание отца схимонаха Николая (мон. Бориса), собранное от святых отцов об Иисусовой молитве. Эту его рукопись я передал о. Геронтию [и все фотографии старцев, но они ко мне не вернулись… – Доп. о. Кенсорина].
Не нахожу слов, чтобы выразить Вам свою благодарность по поводу оформления дневника схимонаха Николая. Я много раз читал его раньше, но, получив от Вас журнал, я с таким умилением и восторгом прочитал его, как будто он в первый раз попал в мои руки. Хочется мне добавить, что, ухаживая за схимонахом Николаем 8 лет, я постоянно чувствовал, что это воистину святой человек. «Будьте как дети, иначе не войдете в Царствие Небесное», – говорил Господь. Вот эта детская простота была у него во всём.
При поступлении в монастырь мне по ревности хотелось нести какой-нибудь подвиг, но старцы – о. Михаил, и о. Лука, и другие – всегда говорили мне: «Живи просто, будет ангелов со сто». Но как-то эти слова мне были непонятны. И вот только тогда, когда я стал жить в одной келье с этим великим подвижником, смеренным, любвеобильным старцем схимонахом Николаем и наблюдать за о. Михаилом и о. Лукой, то действительно понял, как у них всё в жизни просто. Приходили на приём к старцам простые мирские люди, приходили монахи, священнослужители, посещали часто наместник и архиерей, я смотрю – ко всем та же искренняя любовь и без лицемерия – всех они встречают и провожают, как любящая мать встречает или расстаётся, провожая сына или дочь в далёкую дорогу. Да, мы путники, странники, да и Ваш журнал говорит об этом. Как это дорого – получить благословение Божие через старца в дальний путь жизни. Да, они ушли от нас навсегда, и жаль одно – что не оставили наследства. Возрождается Валаам, но возродится ли в нём тот дух, какой имели они?..
Добавлю к этому несколько слов. Одного старца спросили, почему нет великих старцев-подвижников. Он ответил: «Потому что нет послушников». Да, это истина. Все святые не сразу стали такими, а через постоянный искус в делании добра.
Заканчивая своё письмо, ещё раз благодарю Вас за Ваши труды; пусть они будут во славу Божию и для возрождения веры в России. Так это сейчас дорого в наше смутное время... Вы несёте огромный труд, издавая журнал «Русский Паломник». Я не думал, что такое огромное значение будет иметь моё близкое общение с такими великими старцами, о которых Вы собираете материал. Да, действительно, это были великие столпы Православия. На таких старцах держались все древние монастыри. Я пчеловод и поэтому знаю, как пчёлы не могут жить без матки. Так и монастырь не может духовно возрастать без старца...
О. Михаил постоянно предсказывал голод [духовный – Доп. о. Кенсорина]. Всем близким духовным чадам говорил: «Сушите сухари. Они спортятся – другие готовьте». Говорил, что всё пропадёт в один миг. Вот эти его предсказания сбылись все. Мы ощущаем это как у себя, так и мне лично пишут отовсюду. Говорили, что храмы откроются. Так и о. Николай говорил о прославлении о. Иоанна Кронштадтского всем, кто его посещал.
О. Михаил был как затворник. Принимал людей редко. В помощи никакой не нуждался. От меня требовалось натаскать ему дров, натопить печку, принести обед. А так он уклонялся от всяких общений излишних. Только перед смертью потребовалась ему постоянная моя помощь. Старцы своим духовным чадам запрещали иметь телевизоры. Называли его бесом...
Прочитав свою запись о старцах, хочу добавить: живя в монастыре в Печорах, я был экскурсоводом больше года, в то время все приезжающие группы водили на экскурсии в пещеры. Что характерно в этих пещерах? Усопших монахов не зарывают в землю, как обычно делают, а ставят в склеп в пещере, где отдельно, а где среди множества гробниц. Посещая пещеры ежедневно по многу раз в день, я наблюдал, что от некоторых усопших чувствовалось как бы вроде тление неделю, от других – месяцы, а от некоторых – даже год. Это может заметить только тот, кто часто посещает пещеры. Но что удивительно было – когда поставили тело почившего старца схимонаха Николая на землю в пещерах, то я почувствовал, как разлилось по пещере благоухание. Мне хотелось спросить окружающих, но я постеснялся архиерея Иоанна, а также о. Наместника Алипия затевать разговор об этом. Добавлю, что от этих великих старцев я не чувствовал тления, хотя посещал пещеры каждый день, особенно после смерти схимонаха Николая, служа панихиду сорок дней. Я уверен, что Господь принял их в райские обители. Помолитесь, отцы честные, бывшие валаамские иноки, почивающие в Псково-Печерской обители, и все, в пещерах погребенные, за обитель сию, живущих и трудящихся в ней, за всех, кто помнит и поминает вас, и о всём мире. Прошу дополнить сказанное мною, чтоб больше засвидетельствовать святость сих великих подвижников Валаамской обители...
...Когда было мрачно на душе, я всегда старался посетить пещеры и всегда выходил оттуда обновлённым, утешенным, радостным, с Пасхальным настроением. Да, счастливы мы все, кто помнит наставников своих, ибо они бдят в молитвах своих о душах наших. Все святые, от века Богу угодившие, молите Бога о нас. Аминь.
Схиархимандрит Кенсорин