Московский патриархат Псковская митрополия Великолукская епархия
Свято-Успенский Святогорский монастырь 
  • +7 (81146) 2-33-89
    Телефон и факс
    +7 9113810374
    Телефон
Главная
Посетителям
Расписание богослужений
Поминовения
Пожертвования
Вопросы священнику
Экскурсии от монастыря
Размещение в обители
Трапеза
Трудникам
Церковная лавка
Видеотур
Монастырь
История
Святыни
Структура монастыря
Лица
Важные даты
Лента публикаций
Библиотека
Галерея
Контакты
Служение
Воскресная школа
Окормление реабилитационного центра «Пошитни»
Издательская деятельность
О Пушкине
Душеполезное
Проповеди
Духовные наставления
Толкования
Молитвы
Лекции
Хор
Главная
Посетителям
Расписание богослужений
Поминовения
Пожертвования
Вопросы священнику
Экскурсии от монастыря
Размещение в обители
Трапеза
Трудникам
Церковная лавка
Видеотур
Монастырь
История
Святыни
Структура монастыря
Лица
Важные даты
Лента публикаций
Библиотека
Галерея
Контакты
Служение
Воскресная школа
Окормление реабилитационного центра «Пошитни»
Издательская деятельность
О Пушкине
Душеполезное
Проповеди
Духовные наставления
Толкования
Молитвы
Лекции
Хор
Московский патриархат Псковская митрополия Великолукская епархия
Свято-Успенский Святогорский монастырь 
  • Мой кабинет
  • Главная
  • Посетителям
    • Назад
    • Посетителям
    • Расписание богослужений
    • Поминовения
    • Пожертвования
    • Вопросы священнику
    • Экскурсии от монастыря
    • Размещение в обители
    • Трапеза
    • Трудникам
    • Церковная лавка
    • Видеотур
  • Монастырь
    • Назад
    • Монастырь
    • История
    • Святыни
    • Структура монастыря
    • Лица
    • Важные даты
  • Лента публикаций
  • Библиотека
  • Галерея
  • Контакты
  • Служение
    • Назад
    • Служение
    • Воскресная школа
    • Окормление реабилитационного центра «Пошитни»
    • Издательская деятельность
  • О Пушкине
  • Душеполезное
    • Назад
    • Душеполезное
    • Проповеди
    • Духовные наставления
    • Толкования
    • Молитвы
    • Лекции
    • Хор
  • +7 (911) 381 03 74
Псковская область, Пушкиногорский район, рп. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, д. 1
svyatogorsky-monastyr@rambler.ru
  • Главная
  • Публикации
  • Агафон и Агафоник: к истории создания рассказа С. С. Гейченко "Из дневника игумена Святогорской обители". Прот. Михаил Иванов

Агафон и Агафоник: к истории создания рассказа С. С. Гейченко "Из дневника игумена Святогорской обители". Прот. Михаил Иванов

Опубликовано 25 ноября 2022

inx960x640.jpg

1936 г. Щербаков Б. В.

Протоиерей Михаил Иванов
Сайт Пушкинского заповедника

Давно известно, что Хранитель Пушкиногорья в своём литературном творчестве использовал сведения из архивных источников. К истории создания одного рассказа ранее обращалась исследователь Е. А. Ступина: «В новелле «Из дневника игумена Святогорской обители» мы имеем дело с обычным творчеством с элементами сознательной мистификации. Одни думают, что всё это — чистый вымысел, другие — что весь текст — реальный документ. Истина, как всегда, где-то посередине. Автор берёт реальные документы, извлекает квинтэссенцию смысла — потом использует содержание одного документа, название другого, внешний вид третьего, настроение (да, у документов есть настроение!) четвертого, пятого, десятого, подключает собственное знание материала, фантазию, блестящее владение разными стилями речи, и получается то, что мы знаем как новеллу «Из дневника игумена Святогорской обители».

Позвольте продолжить мысль исследовательницы, привлекая материалы архива Святогорского монастыря. Сообщение коснётся одного известного колоритного персонажа «Дневника игумена» — монаха Агафона. Широко известна цитата: «16 сентября 1825 года. В воскресенье приходил ко мне сиделец Иван и жаловался на монаха Агафона, что он 15-го дня, в субботу, был в кабаке и просил вина в долг у жены сидельцевой, а как она в долг ему не давала, то он, вскоча в застойку, бил ее, изодрав рубаху и руку обкусав. В которые дни монах Агафон самовольно отлучился в слободку и дрался близ кабака с мужиками и не был в монастыре сутки двои, сказывался больным и привезен был в телеге. Назавтра не был к заутрене, в обедню пришел пьяный, и я приказал Кирилы вывести его, за что и был посажен после обедни при всей братии на цепь большую. Сидя на цепи, рычал, аки лютый зверь. Эх Агафон, Агафон, страшило ты монастырское! Теперь твоим именем детей пугают, а монастырю от тебя поношение».

Удалось выявить, что монах с таким именем, но записанным в несколько другой форме, действительно проживал в обители и не отличался примерным поведением. По-видимому, он и стал прообразом литературного персонажа С. С. Гейченко. Отличие лишь в том, что реальный наставник реального монаха всеми силами боролся с грехом и в самом себе, и в окружающих подчиненных. Речь идёт о послушнике, затем постриженном в монашество (в Благовещение, 25 марта 1801 года, с именем Агафоник) известным подвижником, игуменом Моисеем.

Монах Агафоник был пострижен в монашество в сорокалетнем возрасте. Происходил он из священнической семьи, в 16 лет поступил в Новгородскую семинарию, где учился до старшего курса — риторики, но завершить курс и принять священство по какой-то причине не удалось. 10 апреля 1786 года будущий монах поступает на светскую службу «копииста» к уездному стряпчему. Служба проходила без нареканий, и 4 мая 1788 он повышен до должности «подканцеляриста в верхнюю расправу». 12 апреля 1790 года становится «канцеляристом». 30 мая 1793 года наш герой внезапно увольняется от службы и уже 20 июня поступает послушником в Свирский монастырь, где и находится до 1 января 1796 года, когда был переведен в Святогорский монастырь. Здесь послушник не имел нареканий. «Состояния хорошего, впредь на послушания годен», — отметит игумен в 1801 году, когда монах делал первые шаги в своей подвижнической жизни. Таким образом, Агафоник достойно прошел путь «мирской жизни» и имел достаточно времени и доброе неравнодушное руководство в лице настоятеля обители игумена Моисея, чтобы подготовить себя к принятию монашеских обетов. Только в Святогорской обители он находился под опекой игумена более пяти лет. Поначалу Моисей был доволен поведением нового члена братства, возлагал на него большие надежды — об этом говорит и сама организация игуменом его индивидуального пострига в Благовещение. Однако скоро нрав новоначального подвижника испортился. 

Игумен отметит в 1803 году в монастырской ведомости о ключнике монахе Агафонике следующие сведения: «А етот здрав будто зверь чудовище, трезвой смирной, а пьяный бешеный. Когда по граматике исправно ен читает; а в сниз повыше взойти сам ен не старается убо пеняй он сам на себя». Видна досада игумена в высказывании об этом насельнике. Он мог бы стать помощником игумена и понести часть его тяжёлого бремени, так как наделён талантами от Бога, однако не способен справиться с собой. В этом высказывании мы видим и пастырскую заботу, и неравнодушие Моисея к вверенным его попечению душам. Составить мнение о самом монахе Агафонике позволяет «Книга записи неблагопристойных поступков в монастыре за 1803 год», содержащая сведения о проступках братии, подначальных клириков и монастырских служителей в период 1803–1822 годов, где этот насельник занимает второе место по количеству упоминаний. 

За период чуть более года, в 1804–1805 годах, Агафоник упомянут шесть раз. 27 марта 1804 года в воскресение казначей обители иеромонах Созонт позвал к себе в келлию диакона Василия Васильева и монаха Агафоника. Здесь они пьянствовали до 28-го числа, не явившись на богослужение Крестопоклонной седмицы Великого поста, как отметил игумен обители. Следующая запись тоже о нём: «1804 года, апреля 25 дня, Святогорского монастыря монах Агафоник в понедельник Светлыя недели был в утрени пьяный, и после которой еще ушел в кобак и болше упился и небыл во обедни, а нищенствовал в слободы, от куда по приведении привязан был своей ево опояской к стойки трапезы брацкой для из трезвления, но через час развязался сам и ушел, и пьянствовал, и не был в монастыре во всю светлую неделю до субботы». 

21 мая 1804 года тот же монах Агафоник был найден служителем монастыря в «питейном дому» пьяным и был в таком состоянии приведён в монастырь и «…представлен был лично его высокопреподобию отцу Архимандриту и благочинному над монастырями…». В Троицкую субботу 11 июня 1804 года Агафоник был найден монастырскими служителями пьяный, каким и бывал в последние дни, лежащим посреди Пятницкой церкви. Служители принесли незадачливого монаха в монастырь, где он для «истрезвления» был заперт в каменную кухню, откуда через час, во время всенощного бдения, выломав оконную раму, сбежал. 

В 1805 году дело дошло до воровства. Вот что отметит братия с игуменом в известной книге: «1805-го года генваря 27 дня Святогорскаго монастыря казначей иеромонах Созонт с братиею сим свидетельствуем, что онаго монастыря монах Агафоник, находясь несколько дней в пьянстве и в должности своей усмотрен нами неисправным, тем паче, что неоднократно из обличен был в краже из общебратственной провизии разных съесных припасов, как то: свежей рыбы, сухих снетов, поснаго масла, почему и делает братии немалой убыток, а монашеству наводит великое поношение в чем и подписуемся. Игумен Моисей. Казначей иеромонах Созонт. Священник Иван Петров. Священник Даниил Григорьев. Иеродиакон Василий. Дьякон Иван Иванов. Монах Ефрем». В последней записи обращает на себя внимание мысль о «великом поношении монашеству». На наш взгляд, в вышеприведенной цитате новеллы директора Заповедника усматривается заимствование выражения из архивного документа с некоторым перефразированием: «…монастырю от тебя поношение». 10 октября 1805 года монах Агафоник подпишет вместе с братией сообщение о бесчинстве в пьяном виде самого казначея монастыря, иеромонаха Созонта. В дальнейшем след его теряется. В какой момент монах покинул монастырь или что с ним произошло, пока не известно — возможно, этот вопрос будет исследован позже. Эпизод с привязыванием на цепь заимствован Гейченко из жизни другого насельника, иеромонаха Феофилакта: в 1781 году при игумене Созонте Заклинском по указу Псковской духовной консистории Феофилакт действительно был посажен на цепь. 

По нашему мнению, вышеприведённые негативные отзывы игумена и братии о ключнике объективны и обоснованы. Действительно, рассказ С. С. Гейченко был написан с использованием некоторых исторических фактов. Однако не может ускользнуть от нашего внимания тот момент, что факты, использованные в новелле, преломляются, проходя через идеологическую призму, а сам рассказ, таким образом, является примером исполнения политического заказа. По-другому и быть не могло, ведь деятельность С. С. Гейченко на посту директора Пушкинского Заповедника проходила в контексте советской эпохи, когда официальное творчество ограничивалось определенными идеологическими рамками. 

Тяжелейшая ситуация складывалась в монастырях Российской империи начала XVIII — XIX века: зачастую обители бывали принудительно наполнены клириками с дурными наклонностями, посылаемыми на исправление «в подначалие» или поступавшими в число братии, сравнительно немногочисленной. Противодействовать пагубному влиянию таких насельников на братию игуменам приходилось практически в одиночку, и шансы на успех в этом были невысоки. Тем не менее, игумен Моисей сделал всё возможное для увеличения числа братии и исправления нравственного состояния своих «подопечных». Именно при нём в Святогорской обители Псковской духовной консисторией учреждается «Книга записи неблагопристойных поступков…», на основании указа Синода от 31 августа 1732 года, — по причине сложности разбора жалоб настоятелей монастырей на пьянство и дурное поведение братии и братии на настоятелей, а также для того, чтобы при долгом разборе дел консисторией виновники происшествий не оставались безнаказанными. Но была ли эта мера эффективна в ситуации, когда личность уже деградировала? Постоянные увещевания, уговоры со стороны игумена не воспринимались нарушителями из братии и не приносили плода. Находившийся рядом с монастырём винокуренный завод помещиков Вындомских только усугублял ситуацию: в окрестностях завода всегда был доступен дешёвый некачественный алкоголь. Многочисленные нарушители дисциплины, оказавшиеся в монастыре, образовывали свой круг и забывали о причинах их нахождения в обители и о святости самого места, в котором они находились. Такую ситуацию с трудом удавалось преодолевать в отдельных местах. Подобные проблемы псковских монастырей, уже начала XX века, и пути их решения подробно освещены в статье О. Н. Ефремовой. 

Особенное внимание игумена Моисея было направлено на благоустройство обители. При нём появляются новые постройки, обширная каменная ограда. Деятельность по сохранению святынь и благоустройству монастыря проводилась престарелым настоятелем практически в диночку. На момент его назначения в обитель в 1789 году там имелся только один монашествующий. Лишь позже игумену удается увеличить количество монахов в обители, но качества насельников не позволяют считать их надежными сотрудниками настоятеля. Подобным образом в те годы развивались события во многих монастырях России. Для полноты и объективности воссоздаваемой исторической картины необходимо иметь это в виду, ссылаясь на посвященные истории монашества работы советского периода. 

Игумен Моисей, его преемник Петр (Лавров), игумен Иона и многие последующие игумены прилагали максимум усилий, чтобы отреставрировать, украсить и сохранить вверенную им Богом обитель, исправить по возможности пороки и недостатки братии. Вечная память добрым пастырям! Благодаря и их трудам мы видим ныне архитектурный ансамбль Святогорского монастыря.

Протоиерей Михаил Иванов

Библиографию смотрите в источнике: https://www.pushkinland.ru/2018/lib/mp/mp92.pdf

Вернуться к списку публикаций

Наши контакты

Телефон / факс +7 (81146) 2-33-89
Телефон и факс
Канцелярия +7 9113810374
Телефон
Россия, 181370, Псковская область, Пушкиногорский район, рп. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, д. 1
svyatogorsky-monastyr@rambler.ru
Посмотреть банковские реквизиты и коды
Монастырь
Служение
Душеполезное
О Пушкине
Контакты
Лента публикаций
Галерея
Библиотека
Разработка и продвижение

«КлиентЛаб»
Политика конфиденциальности.