Священник Михаил Успенский служил штатным диаконом Пятницкой церкви в Святых Горах
Священник Успенский Михаил Прокопьевич
Самый большой клад из хранящихся в «Золотой кладовой» Псковского музея-заповедника принадлежал репрессированному священнику, который жил с семьей в большой бедности, но не прикоснулся к нему, намереваясь истратить эти средства на ремонт и украшение храма.
Отец Михаил Прокопьевич Успенский родился 26 сентября 1876 года в семье священника погоста Михеево Новоржевского уезда. Шесть месяцев от роду остался без отца. Жили чрезвычайно бедно.
Образование получил в Псковской Духовной семинарии, которую закончил в 1896 году по «первому разряду». В 1897 году служил псаломщиком в Сорокомученической церкви г. Печоры Псковской губернии.
Пятницкая церковь в Святых Горах
12 ноября 1899 начинает служить штатным диаконом Пятницкой церкви в Святых Горах (нынешние Пушкинские Горы).
10 июня 1902 определен на место священника к Христо-Рождественской Церкви погоста Почеп Торопецкого уезда.
Скугры, крестный ход 1943 г.
С апреля 1904 года и последующие двадцать шесть лет – до ареста 28 августа 1930 года служит священником в погосте Скугры Дновского уезда.
С началом Первой мировой войны священнику села Скугры, ближайшего к станции Дно, предписывалось посещать поезда с больными и ранеными воинами, обходить вагоны, удовлетворять желания тех, кто по слабости здоровья желал бы исповедоваться и причаститься, находить слова утешения всем, обращающимся к нему.
Скугры. Церковь Николая Чудотворца. 1942 г.
Скугры. Церковь Николая Чудотворца. 1943 г.
В феврале/марте 1930 года отец Михаил Успенский был лишён избирательных прав и раскулачен. Из копии протокола заседания «тройки» при Дновском райсполкоме «О выселении попа, живущего на нетрудовые доходы и конфискации его имущества» видно, что отбирали в пользу колхозов: дом, хлев, амбар, сенной сарай, баня, лошадь – 1, корова – 1, шкафы – 3, кровати – 3, самовары – 2, зеркала – 3, часы стенные -1, швейная машинка – 1, лампа -1, плуг – 1, борона – 1, хомут – 1, веялка -1; среди конфискованного добра были даже подушки и простыни, ложки, вилки и головные платки.
Изъятие производили члены коммуны «Новый труд» и колхоза «Красное знамя». По жалобе «попа-кулака» постановили «вернуть кулаку Успенскому вещи домашнего обихода».
В жалобе М. П. Успенского было написано, что в его дом с обыском и конфискацией пришли ночью, с криками ломали двери, грозили застрелить, били церковные вещи, бросали их на пол, брали себе, не занося в протокол. Вослед жалобы священника собирается бюро скугровской ячейки В.К.П.(б) которое жалобу объявляет клеветой, констатирует, что сын попа и его жена называют их действия грабежом, и постановляют выселить семью из пределов Дновского района, и приостановить возврат имущества, наложив на него арест.
28.08.1930 года Михаил Успенский был арестован на основании постановления Дновского райисполкома и направлен в Псковское ОГПУ, где ему предъявлено обвинение по ст. 58/7 УК. Обвинялся в том, что «с целью дезорганизации правильного денежного обращения, обесценивания червонца и создания паники на рынке, занимался собиранием серебряной и медной монет, не выпуская таковую в обращение», кроме того обвинялся «в проведении антисоветской агитации, не одобрял отделение церкви от школы и клеветал на коммунистов».
Во время отправки арестованного около 11 часов дня к зданию Дновского Райадмотдела (в городе Дно) прибыла «толпа, которая предъявила требование освободить из-под стражи священника» (погост Скугры расположен в 3 км от Дно). Из толпы «раздавались беспорядочные выкрики: « Если не освободите, разгоним колхоз Красные Скугры, арест священника незаконный!», «Взяли священника возьмите и нас!». Толпа была так велика, что останавливала уличное движение. Вскоре в Псковское ГПУ поступает заявление «от граждан прихода Скугорского с/с», где, они пишут, что просят освободить священника и 85 человек прихода просят «взять его на поруки».
30.09.1930 - Псковский Окротдел направляет дело (№ 769) Успенского М. П. в «тройку» ПП ОГПУ в ЛВО с ходатайством о заключении его в концлагерь сроком на пять лет.
21 ноября 1930 года Михаилу Успенскому «тройкой» ПП ОГПУ в ЛВО было предъявлено обвинение по ст. 58-10 и ст. 59-12 мерой пресечения назначено три года концлагерей. Отбывал наказание в Соловецких лагерях Карелии. 22 апреля 1931 года, согласно постановления Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецких лагерей за № 68 от 01.04.1931 г., на оставшийся срок убыл в Северный край - в Вологду, был на строительстве Беломорканала.
В 1933 году он освободился и проживал с семьей в д. Сорокино Дедовического района Псковской области. Умер в 1937 году, похоронен на церковном кладбище в деревне Дмитровы Горки. Был женат на Успенской (Перстинской) Евгении Васильевне - дочери священника. В семье было шестеро детей. Судьба каждого из детей сложилась по-своему трагично.
Сын о. Михаила священник Борис Михайлович Успенский
Старший сын Борис тоже был священником и постановлением "тройки" от 30 марта 1931 г. отец Борис был приговорен к 10 годам концлагерей. Был отправлен в Карелию, в Белбалтлаг на строительство Беломоро-Балтийского канала. Умер 04 сентября 1932 года в центральном лазарете 4-го отделения УСЛАГа в возрасте 25 лет. Был женат, двое детей: дочь и сын. Его потомки помогли узнать историю о кладе.
Сын Евгений Михайлович был расстрелян по приговору особой тройки при УНКВД в г. Ленинграде 14 сентября 1937 года.
Успенский Анатолий Михайлович подвергался аресту по церковному делу в составе большой группы священнослужителей и мирян, находился под следствием, умер во время блокады в 1942 году.
Две дочери Ираида Михайловна и Клавдия Михайловна преподавали в школе и не оставили потомства.
В 1987 году, когда рыли колодец в деревне Скугры Дновского района на месте бывшей усадьбы священника был обнаружен клад. Он весит более 32 кг и состоит из российских и советских серебряных монет XIX–ХХ столетий. Обычно об обстоятельствах захоронения и о владельце клада мало что бывает известно, но, на счастье, оказалась жива правнучка человека, схоронившего эти монеты. Она-то и рассказала трагическую историю своей семьи, столь типичную для России XX столетия.
После семи лет лагерей священник вернулся домой, и, хотя его семья жила в большой бедности, отец Михаил не прикоснулся к кладу, считая эти деньги принадлежащими церкви. Скорее всего, он намеревался истратить эти средства на ремонт и украшение храма. Но этого не случилось, и сейчас этот клад хранится в Золотой кладовой Псковского музея-заповедника. Там хранится, в частности, церковная утварь. Её стали собирать музеи ещё до революции, затем эта коллекция пополнилась в период массового изъятия ценностей из храмов.
Статью подготовила Наталья Шоломова