21 сентября 2022 года. Проповедь иеромонаха Пахомия (Сапёлкина) в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Пастырское слово иеромонаха Пахомия (Сапёлкина) в день Рождества Пресвятой Богородицы
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Прозвучавшее сегодня евангельское чтение побуждает нас поразмышлять о жизни Пресвятой Богородицы, в значительной своей части сокрытой от нас даже на страницах Евангелия. Действительно, есть нечто загадочное в том, что апостол Лука, знавший Спасителя, знавший Пресвятую Богородицу, уделил Ей (впрочем, подобно другим евангелистам) столь мало внимания в своём Евангелии. Да, наверно, они могли чего-то не знать о жизни Божией Матери до их встречи со Спасителем, тем более что обстоятельства Её детства и юности могли быть от них сокрыты. И вместе с тем, вот всё равно, возникает ощущение какой-то неполноты. Пресвятая Богородица как будто уходит из памяти евангелистов.
В то же время мы хорошо с вами знаем, как обильна иконография Пресвятой Богородицы и согласно церковному преданию восходит она именно к апостолу и евангелисту Луке. Именно в иконографических сюжетах Дева Мария неожиданно являет Себя очень выразительно, очень заметно, именно как Богородица. Именно как Мать Того, Кто спас этот мир. Точно так же богата и гимнография, посвященная Пресвятой Богородице. Например прозвучавший сегодня кондак: «Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем». То есть только что родившаяся Девочка избавляет своих старых, не просто пожилых, а именно старых родителей от поношения бесчадства. И Она же освобождает Адама и Еву, то есть всё их потомство, от тления и смерти. Поразительное свидетельство Её значения в спасении человеческого рода.
И ответ на вопрос о том, а почему же, собственно, так мало говорится о Пресвятой Богородице в Евангелии, можно получить, если проследить, кем или чем стала Богородица в дальнейшие, последующие века существования Церкви для многих христиан. Действительно, Пресвятая Богородица — Царица Небесная. Образ Её приобретает черты, подчас делающие Её уже не просто человеком, женщиной, хотя и самым лучшим человеком, самой совершенной женщиной, а какой-то почти что богиней, каким-то божеством. И зачастую мы видим, что именно иконографические изображения Богородицы и почитание этих изображений в народно-церковном сознании приобретают подчас формы, совершенно уже далекие от христианства. Кажется, что мы не христиане уже, а какие-то богородичники. Богородица подчас как бы заслоняет в нашем сознании образ Бога.
Да, обычно говорят на эту тему следующее: Христос так велик, так свят, что трудно к Нему обращаться с нашими суетными просьбами, лучше обратиться к Богородице. Она нам ближе, Она человечнее. Она не только Божия, но и наша Мать. Вроде бы правильные, благочестивые слова, но в них присутствует некая неправда. Потому что подлинное христианство начинается с личного обращения ко Христу. И Богородица в данном случае не должна быть никакой «промежуточной инстанцией», с которой легче договориться о разрешении наших проблем, чем с Господом Богом. И вот этот, псевдовеличественный образ Богородицы мешает нам увидеть Её такой, какой Она была на самом деле. Ведь Божия Матерь в общем и целом прожила непростую, трудную, даже трагическую (имея в виду потерю Её собственного Сына) жизнь. Жизнь не совсем человеческую. Вернее, совсем не человеческую, а скорее полубожественную.
Трудно в евангельской истории найти человека, который бы с младенчества, с момента своего рождения был обречён столько терпеть, столько страдать, как Богородица. Но этот привычный царственно - величественный образ мешает нам уразуметь, что жизнь Пресвятой Богородицы была колоссальнейшим испытанием, которое Она, ещё будучи рождённым младенцем, призвана была не просто выдержать, но одарить мир поразительным преизбытком добра и любви, полнота которого затем была явлена Её Божественным Сыном.
Сегодняшний праздник обращает наше внимание на одну печальную и по-человечески понятную историю. Рождество Богородицы – какое это было тяжёлое испытание для её благочестивых родителей Иоакима и Анны. Да, эта благочестивая еврейская семья могла чувствовать себя в радости. Потому что в еврейском народе мужчины, не вступавшие в брак, пожалуй, лишь за исключением отдельных избранных, уходивших в пустыню назореев, не могли считаться полноценными людьми, а уж женщина, не вступившая в брак, почиталась почти что отверженной.
Но только та семья считалась подлинно благочестивой, которая не просто соблюдала строгие требования повседневной жизни ветхозаветных иудеев, но, которая была одарена деторождением. Наличие детей было признаком того, что этот брачный союз действительно угоден Богу, что в этом брачном союзе супруги не просто удовлетворяют собственную похоть, а множат богоизбранный еврейский народ. И чем больше было детей, тем большего почитания удостаивались родители. А вот бесчадие вызывало поношение бесплодных супругов как людей сугубо грешных, очевидно отвергнутых Богом.
И вот прошла первая радость от встречи двух праведных людей, Иоакима и Анны, а потом начались годы страданий, годы позора, потому что они не имели детей. Они жили и мучились тем, что они ущербны, что они грешны, потому что Бог не даёт им детей. Ну и, конечно, ближние не забывали лишний раз посетовать им на это.
Нам ли, людям церковным, не знать об этой удивительной способности людей религиозных так "сопереживать" несчастьям друг друга, что скорбь только усугубляется? Когда все эти сопереживания сопрягаются с праведными словами, с напоминанием о том, что «ты, конечно, страждешь, но, наверное, неслучайно, наверное, Бог наказывает тебя за грехи, которых у тебя много». Мы все знаем этот замечательный способ взаимоотношений людей в религиозном сообществе. А им нечего было возражать. Они жили и страдали. И Бог вёл их именно этим путём, потому что они в этом своём страдании не сломились, не стали взывать к небесам с обидой и ропотом. Они просто пытались со смирением нести это бремя, и это, как ни странно, делало их лучше, что не так уж часто бывает в этом мире. Страдание чаще всего людей разрушает и надламывает, а они становились совершеннее. И став глубокими стариками, они оказались подготовленными к тому, чтобы принять в лоно своей семьи Божию Мать. Они не стали при этом какими-то сверхчеловеками. Они просто явили Богу и самим себе способность понимать и чувствовать такие вещи, которые чужды были очень многим праведникам Ветхого Завета.
И вот Господь одарил их ребёнком. Старики зачали и родили ребёнка. Это был настоящий нонсенс, это было настоящее чудо для этого мира. И в радости от этого нежданно-негаданно появившегося ребёнка они пережили, наверняка, такую радость, какую не переживали никогда. Бог дал им понять, что они, а значит, и их ребенок, были уготованы к какой-то иной, чем многие благочестивые иудейские супруги и дети, жизни.
Возникает вопрос, почему же Бог не нашёл какого-то другого пути для появления на свет Богородицы, кроме того многолетнего мучительного пути, которым пришлось идти её родителям? А дело заключалось прежде всего в том, что, наверное, не было в этом мире людей, способных принять в свою семью Богородицу, кроме этих смиренных праведников. Бог уготовал для них это великое служение, но он же повёл их трудным — ибо лёгких путей в подлинной религиозной жизни не бывает — трудным путём совершенствования, чтобы они смогли, выражаясь современным языком, адекватно воспринимать собственного уникального ребёнка. Нам ли не знать, как очень часто родители, даже любя своих детей, воспринимают их не как дар Божий, не как творение Божие... и перекраивают их по своему образу и подобию, калеча и подавляя в них образ Божий.
Иоаким и Анна видели в Марии прежде всего особенное промышление Божие. Они трепетно хранили и взращивали это сокровище Духа в Той, Которой предстояло одарить этот мир Спасителем, Сыном Божиим.
Однако родительская радость Иоакима и Анны продолжалась недолго, ибо подаренного им Богом ребенка они в раннем возрасте отдали на воспитание и на служение в Иерусалимский храм. На то самое служение, решающий момент которого Церковь запечатлела праздником Благовещения, когда Пречистая Дева вместила в себя Откровение, которое было не под силу вместить в себя всему богоизбранному народу. Ну, по крайней мере, основной его части.
Она, будучи таким долгожданным ребёнком, не станет просто тихой, послушной девочкой. Она станет великим свидетелем того, что приход в этот мир Бога предполагает не просто пассивное ожидание Его, а предполагает колоссальные нравственные усилия для того, чтобы Бог, придя в этот мир, нашёл тех, кто способен Его принять, способен Его любить. Это с лёгкостью не даётся. Пресвятая Богородица буквально со Своего Рождества, о котором мы размышляем, вот так непросто, трудно вступила на этот путь, пошла по этому пути, который является для нас напоминанием о том, что такое путь подлинных христиан. Она не познает радости многолетней семейной жизни, выданная замуж за пожилого человека, с которым Ей не суждено было жить так, как жили обычные люди в браке. Она останется Приснодевой. И вместе с тем Она станет не просто самым совершенным, но и самым любящим человеком на этой земле. Вот эта трудность явления любви — ещё одно свидетельство того, что должно наполнять нашу с вами духовную жизнь. Легко ли быть первым в приятии собственного Сына Иисуса, хотя и чудесно родившегося, как пришедшего в мир Спасителя? Но не менее трудно жить с этой тайной среди тех, кто тебя не понимает, кто гонит тебя. А Богородица была способна на это. Иногда кажется, что евангелисты именно потому и не решались писать о Ней, что сохраняла Она в Себе некую тайну, которая ведома была только Её Божественному Сыну. И тайна эта заключалась не в каком-то Её внешнем величии, которому мы часто отдаём поверхностную дань, а в очень простом принципе жизни и служения Пресвятой Богородицы. Прикровенно страдать, терпеть и изобильно прощать. И, конечно, самое главное – любить.
Обращая свой взор к Богородице, даже в подчас выспреннем, царственном иконографическом изображении Её, важно помнить того позднего ребёнка, который родился у своих старых, несчастных, казалось бы, родителей и который спас этот мир именно тем, что оказался достойным вместить в Своё лоно и возрастить в Своей семье нашего с вами Спасителя Господа Иисуса Христа. Аминь.