Мацкевич Давид Иванович. Путевые заметки, 1856
Мацкевич Давид Иванович (1819 - 1859). Путевые заметки, 1856
Акварель неизвестного художника. Святогорский монастырь. Первая половина XIX в
На пароме мы переправились через Сороть, от которой до Святогорского монастыря оставалось вёрст пять. Пространство это покрыто лесами, полями и горами. Куда ни взглянешь – со всех сторон представляются картины самые живописные. Природа здешняя – гармоническое сочетание сурового севера и веселого, улыбающегося юга. Созерцание этой природы производит на вас действие успокоительное, примиряющее, услаждающее. Понятно, почему Пушкин любил этот край и завещал похоронить здесь прах свой.
Что касается до монастыря, то лишь на расстоянии полуверсты мы увидели его кресты и куполы: венчая густую зелень леса, они блестели в вышине, на беспредельном море неба. Обитель эта расположена на горах, среди диких безмолвных лесов. По крутой извилистой дороге мы подъезжали к древним стенам монастырским, оглашая утреннюю тишину звоном нашего почтового колокольчика.
Нас встретил на дворе монах и ввёл в кельи настоятеля, игумена Вениамина, человека почтенного, приветливого и радушного. Он предупредил желание наше и тотчас повёл нас к могиле Пушкина...
Благоговейно склонил я колени над прахом славного поэта; сердцу стало грустно, ресницы оросились невольными слезами... И долго стояли мы безмолвно, погруженные в печальные размышления... Я перенесся воспоминанием к годам первой моей молодости, к той поре, которую можно назвать апогеем нашей словесности, когда имя Пушкина блестело на горизонте Русской Поэзии, когда звуки его лиры раздавались по всему пространству необъятного Царства Русского, и всякий новый стих был приветствуем искренним восторгом.
Помню общую непритворную скорбь, когда пришла горестная весть (я жил тогда в Киеве) о жестокой, невозвратимой утрате... она была так неожиданна, так поразительна, что никто не хотел ей верить... Но приговор Судьбы свершился...
Замолкли звуки дивных песен,
Не раздаваться им опять,
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать!
Его уж нет, но нравственное бытие его не умрёт в его творениях; они бессмертны, как его гений. Кто из нас не обязан Пушкину возвышеннейшими наслаждениями? В годы свежей, впечатлительной молодости идеи, возбуждаемые чтением той или другой книги, часто дают направление склонностям и характеру, содействуют к развитию умственных способностей, имеют решительное влияние на судьбу целой жизни, подобно тому, как идеи, овладевающие ребёнком еще в колыбели, окружающие его в играх, вдыхаемые в него ласками матери и в виде различных чувствований проникающие в его существо вместе с воздухом, которым он дышит, образуют его нравственное бытие ещё до вступления в мир и в общество. Вот от чего чтение поэтов в такой степени народных, как Державины, Крыловы, Пушкины - внушает любовь к отечеству, к родному слову и славе народной! Великая заслуга пред потомством!
Пушкин в Русской Поэзии опередил всех своих предшественников и первый открыл нам неведомый родник чудных звуков, разоблачил неисчерпаемые богатства и бесконечное разнообразие нашего прекрасного, звучного, гармонического языка. С кончиною Пушкина и потом Лермонтова Русский Парнас осиротел. Впрочем, на поприще стиходелания (*) подвизаются многие, и иные из них - довольно успешно. Но во всех их стихотворениях, за исключением немногих, - нет поэзии, нет истинного вдохновения! Но вспомним, что литературных дарований создать нельзя: они рождаются самовольно.
«Еще дитей, в училище, за книгой», быть может, таится где-нибудь прямой, законный преемник Пушкина. Будем ласкаться надеждою, что наступающей второй половине нашего века суждено встретить восход нового светила Русской Поэзии... Явление это было бы, без сомнения, одним из приятнейших событий в области современного нашего просвещения... Когда надежды наши исполнятся - известно одному Богу:
«Когда - увы! не знаю,
Но веря чувству ожидаю».
Обращаясь к Святогорской обители, скрывающей в стенах своих прах нашего поэта, передаю вам о ней следующие сведения.
Святогорский третьеклассный монастырь Псковской губернии в Опочецком уезде (расстоянием от уездного города в сорока, от губернского к югу в 115 верстах, а от древнего пригорода Воронича – в четырех верстах, на Синичьих Горах) основан в 1569 г. после явления в 1563 и 1569 годах чудотворных икон Божией Матери юродивому юноше Тимофею. Псковский Царский Наместник князь Григорий Токмаков произвёл строгое исследование о чудесных исцелениях и донёс Государю; вследствие того присланы были особые исследователи, и по несомненном удостоверении в чудесах и исцелении болящих, царь Иоанн Васильевич в 1569 г., назвав Синичью Гору Святою, повелел устроить на ней каменную церковь во имя Успения Пресватыя Богородицы так, чтоб алтарь ея занимал то самое место, где стояла сосна с явленною иконою Одигитрии, а чтоб чудотворную икону Умиления из Воронича поставить в этой же церкви, при подошве горы, в долине, окружённой горами, расположить монастырь. В память сих чудотворных явлений установлены каждогодные празднования Умилению в девятую Пятницу по Пасхе, а Одигитрии – в день Покрова, 1 Октября. С тех пор эти дни, особенно первый, сделались и многолюднейшими торговыми ярмарками при монастыре.
Псковичи, как усердные ревнители благочестия, испросили впоследствии разрешение, чтобы чудотворные святогорские иконы посещали в десятую Пятницу по Пасхе Псков, что исполняется и поныне. Иконы из монастыря приносятся на руках в село Тригорское, к реке Сороти, впадающей в Великую, отсюда на судах по Великой, мимо города Острова, плывут до Лыбудских порогов, а оттуда на руках иконы приносятся во Псков, и в следующее Воскресенье, после Литургии в Троицком соборе, обносятся около Среднего Города. В последующую среду иконы отправляются тем же путем обратно и останавливаются для богомольцев в городе Острове.
Соревнователи псковитян в благочестии, новоржевцы и опочане, исходатайствовали и себе разрешение на посещение чудотворных икон. С 29 августа по 8 сентября святогорские иконы приносятся в их города на руках усердных богомольцев.
Ныне при монастыре две каменные церкви: одна Успения, построенная в 1569 г., увеличенная впоследствии пристроенными приделами: с южной стороны – во имя Одигитрии (в 1772), а с северной стороны – Покрова (в 1776 году); другая церковь воздвигнута в 1784 во имя святителя Николая. Каменная колокольня при Успенской церкви, начатая еще в прошлом столетии, но недоведенная до третьего яруса, достроена в таком виде в 1821 году.
Из замечательнейших вкладов при монастыре хранятся ризы. епитрахиль, две пары поручей, стихарь, орарий и воздух с двумя покровцами, принесенные в дар великою княжною Екатериною Иоанновною, впоследствии герцогинею Мекленбургскою, скончавшеюся в С. Петербурге в 1732 году.
До введения штатов за монастырем числилось 957 душ крестьян.
Ганнибалы и Пушкины, жившие с давних времен в окрестностях Святогорского монастыря, усердием и пожертвованиями на монастырские церкви приобрели исключительное право погребать близ них умерших из рода своего; ветхие, полуразрушенные могилы их рассеяны вокруг Успенской церкви. Над могилою А. С. Пушкина, близ церковного алтаря, возвышается простой изящный саркофаг из белого мрамора, осененный золоченым крестом. Надпись указывает время рождения и кончины поэта.
Посетив могилу Пушкина и узнав от почтенного отца Вениамина переданные мною вам подробности о вверенной настоятельству его обители, мы присутствовали при совершении в Николаевской церкви обедни. Черные, величавые одежды иноков, их бледные лица, полные благочестивого смирения, стройное, величественное пение их хоров среди всеобщей благоговейной тишины, наконец, самое малолюдство и уединение обители, все это оставило во мне впечатления неизгладимые. Здесь, под сенью безмолвия и созерцания духовного, величие обрядов нашей Церкви и их глубокий смысл производят действие невыразимое на удрученную заботами мира душу христианина, и молитва его под мрачными сводами монастыря, не смущаемая ничем внешним, наполняя душу благочестивым восторгом, возносится к небу, как чистый фимиам...
Напутствуемые благословениями братии, мы отправились из монастыря их в сельцо Михайловское, принадлежавшее Пушкину. В проводники нам был дан старик, монастырский служитель. Он часто видал Пушкина в детстве и в юности и рассказал о нем несколько случаев, хотя незначительных, но в которых виден пылкий, благородный характер поэта. Слушая рассказы о нем, мы въехали в бывшие его владения…
____________________
(*) Кто не помнит, например, пресловутых куплетов, петых недавно в честь Излера, куплетов очень удачно названных в одном журнале Излерiядов? Между тем стишки в них гладенькие. Это самая жестокая сатира на нашу поэзию. Куда она свергнута с высоты своего жертвенника!
.