30 апреля 2024 года. Пастырское слово игумена Василия в Великий Вторник
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем Великий Вторник Страстей Господа нашего Иисуса Христа, и сегодня читалось Евангелие о десяти девах, которые вышли навстречу Жениху. Эта притча говорит нам о том, что вся наша жизнь от нашего рождения до её окончания является неким шествием на брак к Жениху, Который ожидает нас, в отличие от нас, мы про это забываем, но Господь – неизменный, Он никогда не перестанет любить, никогда не перестанет ждать нас, и Он называет Себя Женихом, и наши души, невесты Христовы, которые идут на брак, осознаём мы это или не осознаём, но это произволение Божие. И вот мы идём на брак, все мы возжигаем некие светильники брачные, которые горят огнём, и часть из нас относится к мудрым девам, а часть к юродивым. Мудрые девы запаслись елеем, то есть маслом, от которого светильники горели и не угасали, а у юродивых не хватало елея, и они обратились к мудрым: «Дадите нам от елея вашего? Светильники наши угасают». На что мудрые ответили: «Но если не хватит нам и вам? Вы идите на торжище и приобретите себе елей». И пока юродивые ходили по торжищу, мудрые вошли на брак к Жениху, и двери были затворены. Потом пришли юродивые и стали стучаться и говорить: «Господи, Господи! Отвори нам!» На что Жених, Господь, ответил: «Я вас не знаю».
По толкованию святых отцов, после кончины человека, когда закончится земное поприще, когда человек встретит Бога, самое страшное, что может его ожидать – это не тысячи геенн или тартаров, или других страшных адских мест, куда душа может попасть, самое страшное, что может ожидать душу, когда она увидит Жениха, Христа, Возлюбленного, увидит Его, а Он скажет ей: «Я тебя не знаю».
Дорогие братья и сестры, будем помнить об этом, что мы идём на брак с Женихом, Который ожидает нас, будем помнить о том, что брачные двери могут отвориться для нас и, избави Бог, услышать нам голос: «Я тебя не знаю», когда ты увидишь Бога, любящего Бога. Даже здесь, в земной жизни, когда мы полюбим человека, а он этого не знает, мы пытаемся сделать так, чтобы Он обратил на нас внимание, а он не отвечает на нашу любовь – это является большой скорбью, тяжестью и тем более, когда мы увидим Жениха, Христа, Который есть Сама Любовь, Источник любви, и Он скажет: «Я тебя не знаю». Не потому, что Он не знает, Он знает тебя, но ты сам себя отлучил от Него.
Отцы толкуют, что такое елей, которого не хватило в сосудах. Чтобы пойти на брак, нужно, чтобы сосуды наши горели, и для того, чтобы лампадка наша горела, нам нужно масло, елей. Наш современник, грузинский старец архимандрит Гавриил Ургебадзе сказал такие слова об этой притче: в IV веке Иоанн Златоустый объяснял, что елей, которого не хватило для горящего светильника, – это добрые дела, которые мы делаем, от которых наш светильник горит, и это было для того времени основное церковное понимание, что такое елей в наших сосудах, и только в XIX веке преподобный Серафим Саровский сказал, что цель жизни – это не добрые дела, добрые дела – только средства, для того чтобы достичь цели, а цель – это стяжание благодати Святого Духа, то есть наши дела, которые мы делаем – посты, молитвы, милости – не в них цель, а что через них мы обретаем благодать Святого Духа, и светильники наши горят. Причём одно толкование не противоречит другому – то, что сказал Иоанн Златоуст в IV веке, а Серафим Саровский в XIX открыл такое некое объяснение, тайну этого толкования. И дальше старец Гавриил Ургебадзе говорит: «А я, грешный Гавриил, через 100 лет после жизни Серафима Саровского дерзаю добавить, что, если не хватило елея в сосудах наших, это значит, не хватило любви». Так сказал старец Божий. И дальше он говорит о том, что значит любви не хватило: когда приходит благодать Божия, то мы не можем не любить, потому что Бог – это Сама Любовь, и нам это легко и радостно, и всё наполняется любовью, но мы знаем, что в нашей земной жизни так бывает не всегда. Любовь может умаляться, может быть, вообще мы её не ощущаем, сухость и так далее. Старец говорит, что не хватило любви – это значит, что нам нужно научиться делать поступки любви, то есть научиться любить не чувствами, в первую очередь, не чувствами, а поступками, делами. Когда человек рядом со мной, и я его, допустим, видеть не могу, но моя любовь будет в том, что он этого не узнает, не увидит, и наоборот, мои дела будут доказывать то, что я делаю поступками своими любовь к человеку, а к человеку – это значит, и к Богу. Поэтому, дорогие братья и сестры, каждый из нас прожил, кто почти всю жизнь прожил, кто половину, кто 2/3, по-разному, но наша жизнь – это есть путь на брак с Женихом, и будем стараться, чтобы светильники наши горели и не угасали и чтобы мы вошли на этот блаженный брак и, как учили нас святые отцы, будем делать дела, но знать, что не в них цель, а через дела мы стяжаем благодать Святаго Духа, и, как сказал, уточнил, старец Гавриил Ургебадзе, научимся делать, научимся любить не чувствами, а поступками и делами нашими, и тогда придут и чувства, и придёт благодать Божия.
Спаси, Господи, вас за ваши молитвы, причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Тайн.
Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!